Пластинчатая цепь Морзе
25 ноября 2022 16:01
// Советы покупателям
Несмотря на практичность и цену, роликовая цепь имеет ряд недостатков, связанных с износом и сцеплением. Поэтому на замену им часто использует пластинчатая цепь Морзе. Ниже рассмотрим, чем отличаются механизмы, и какие у них преимущества.
Из стальных приводов обычно используется цепь роликовая. Механизм состоит из пластин, соединенных между собой в звенья роликами, которые закреплены штифтами. В автомобилях и агрегатах сопоставимой мощности задействована однорядная, в больших низкооборотных машинах — двухрядная цепь.
Между роликами есть зазоры, в которые проходят зубья звездочки для зацепления и перемещения. Каждый зубец перемещается по звеньям, создавая умеренную и равномерную нагрузку на механизм. В результате обеспечивается плавная передача крутящего момента, и механизм служит долгий срок.
Но при всех плюсах у роликовой цепи есть минусы:
Принцип действия механизма выявляет еще одно практическое удобство:
Для стационарного оборудования рекомендуется проверять пластинчатые цепные приводы через каждые 5 000 моточасов.
Для чего нужна цепь Морзе
Чаще всего приходится иметь дело со стальной цепью ГРМ в автомобилях. Привод также используется в промышленных машинах вроде ленточных подъемников и конвейеров. Механизм востребован в любых установках, работающих от силового агрегата.Из стальных приводов обычно используется цепь роликовая. Механизм состоит из пластин, соединенных между собой в звенья роликами, которые закреплены штифтами. В автомобилях и агрегатах сопоставимой мощности задействована однорядная, в больших низкооборотных машинах — двухрядная цепь.
Между роликами есть зазоры, в которые проходят зубья звездочки для зацепления и перемещения. Каждый зубец перемещается по звеньям, создавая умеренную и равномерную нагрузку на механизм. В результате обеспечивается плавная передача крутящего момента, и механизм служит долгий срок.
Но при всех плюсах у роликовой цепи есть минусы:
- Высокие требования к работе валов.
Если у звездочек будет люфт, на штифты пойдет неравномерная нагрузка и высока вероятность обрыва цепи. - Нет полной отдачи.
Часть площади зубьев между роликами продвигаются вхолостую, что снижает эффективность сцепления.
Устройство пластинчатой цепи
В пластинчатых механизмах полностью отсутствуют ролики. Каждое звено состоит из группы внутренних пластин в параллельном расположении друг к другу. Звенья соединяются между собой внешними пластинами с помощью штифтов. Стоит отметить, неактуально разделение на одно- и двурядную для цепи Морзе (фото поможет это понять). Механизмы отличаются между собой лишь шириной и количеством внутренних пластин.Особенности
Несмотря на другую конструкцию, пластинчатый механизм не является идеальным. Поэтому есть у цепи Морзе плюсы и минусы:- Максимальное сцепление.
Все участки зубьев звездочки контактируют с приводом и это большой плюс, т.к. повышается сцепление. - Межпластинчатое выравнивание.
Люфт шестерен теперь не критичен. Их ход выравнивается путем попадания концов зубцов в промежутки между внутренними пластинами по всей длине.
Принцип работы
В точке соединения штифтами внешние пластины подвижны. По умолчанию цепь находится в ровном прямом состоянии. Когда зубья проходят через межзвенное соединение, происходит изгиб. После сцепления с зубцом смежные звенья снова выравниваются. И так происходит на всем участке цепи.Принцип действия механизма выявляет еще одно практическое удобство:
- роликовая цепь разрывается от неравномерной нагрузки, которую часто невозможно предугадать;
- межзвенное соединение пластинчатой цепи всегда подвижно и имеет конечное число изгибов, позволяя точнее оценить ее ресурс.
Возможные неполадки
Несмотря на эффективность и надежность, пластинчатые цепи тоже выходят из строя. Определить поломку можно по ряду признаков:- Остановка автомобиля или рабочего механизма, ДВС продолжает работать вхолостую.
Произошел обрыв цепи, нужен ремонт. В процессе замены также требуется найти и устранить причины, по которым произошел преждевременный износ и обрыв. - Сторонние постукивания, усиливающиеся после длительной стоянки.
Неисправность натяжителя или растяжение цепи (50 на 50). Нужно уточнить поломку и заменить деталь. - Периодичная смена шумности ДВС на малых оборотах.
Нарушается плавная нагрузка на цепь в результате попадания мусора, неравномерной смазки, или откалывания зубца звездочки.
Для стационарного оборудования рекомендуется проверять пластинчатые цепные приводы через каждые 5 000 моточасов.
Заключение
Пластинчатая цепь Морзе решает все проблемы, которые есть у роликовых приводов. При этом ее цена выше, а определить начало износа без разбора сложно. Поэтому рекомендуется выбирать этот механизм, когда действительно требуется улучшить работу двигателя.- Комментарии
Загрузка комментариев...