Использование зубчатых колёс (шестерён) со ступицами
28 июля 2023 14:20
// Советы покупателям
Эти детали успешно применяются в механических передачах от приводов к исполнительному механизму. Передают мощность на другое зубчатое колесо или ремень (цепь).
Отличие от обычных монолитных шестерён в том, что ступица изготовлена из менее дорогого металла. Это нужно для более рационального использования материалов, и повышения ремонтопригодности.
Учитывая нагрузки на зубья и постоянный износ во времени, для их изготовления выбирается дорогой износостойкий материал с повышенным ресурсом работы. Обод с зубьями обычно каленый. Для него применяют прочную инструментальную сталь или имеющую малое трение бронзу. Изготавливать всю шестерню из такого материала – значит перерасходовать элитный материал. Это приводит к повышенным затратам. Частично уменьшают материалоемкость колес, используя перед ободом радиальные спицы. Или вырезая в монолитном диске выборки материала (отверстия разной формы). Они уменьшают массу изделия (это тоже важно) и расход дорогого материала.
Но лучший выход – применение колес со ступицами. Та часть шестерни в ее центре, которая насаживается на вал привода или исполнительного механизма, производится отдельно. Ее выполняют из менее прочного и более дешевого материала. Внутренняя полость по центру ступицы насаживается на вал плотно, работая на трении, или удерживается вкладышем – шпонкой, другими способами. После этого такой цилиндр соединяют (сваривают) с ободом колеса. Или соединяются посредством спиц. Тело ступиц выполняют из чугунного литья, недорогих марок стали, прочных пластиков.
На шпонках – соединение легко разбирается. На валу есть паз с фиксированной длиной. В него вставляется выступающая над валом шпонка. Во втулке ступицы есть паз под шпонку.
Передачи с реек на ступичные колеса и наоборот чаще всего применяются в станках, где нужно поступательное перемещение с помощью полозьев станин и отдельных массивных блоков оборудования, производственных линий. Важное место такие приводы занимают в сдвижных механизмах, в том числе ворот и дверей. Еще одно массовое изготовление – для ручных механизированных или автоматизированных заслонок.
Отличие от обычных монолитных шестерён в том, что ступица изготовлена из менее дорогого металла. Это нужно для более рационального использования материалов, и повышения ремонтопригодности.
Виды передач с использованием ступичных колес
Производятся три вида деталей механизмов:- Колеса зубчатые – диски с зубчатым венцом по окружности. Форма зубьев прямая или прямоугольная, трапециевидная или косая. Качество зацепления достигается низкой шероховатостью с обработанной до большой чистоты поверхностью.
- Зубчатые рейки реализуют в оборудовании, чтобы передавать возвратно-поступательное движение. Пример – полозья в станках, раздвижных дверях, в заслонках сдвижного типа. Часто проходят термическую обработку (закаливание) на зубьях для износостойкости.
- Комплекты цепные для передачи на роликовые цепи одно, двух и трех рядные. Они выгодны там, где большие расстояния между осями, нужны меньшие, чем для ремней габариты, с высоким КПД передачи момента силы.
Особенности построения
Шестерня представляет собой колесо, по окружности которого нанесены зубья с определенным шагом, формой и размерами. Это необходимо для передачи усилий от привода на механизмы через другую деталь со встречно симметричными зубьями.Учитывая нагрузки на зубья и постоянный износ во времени, для их изготовления выбирается дорогой износостойкий материал с повышенным ресурсом работы. Обод с зубьями обычно каленый. Для него применяют прочную инструментальную сталь или имеющую малое трение бронзу. Изготавливать всю шестерню из такого материала – значит перерасходовать элитный материал. Это приводит к повышенным затратам. Частично уменьшают материалоемкость колес, используя перед ободом радиальные спицы. Или вырезая в монолитном диске выборки материала (отверстия разной формы). Они уменьшают массу изделия (это тоже важно) и расход дорогого материала.
Но лучший выход – применение колес со ступицами. Та часть шестерни в ее центре, которая насаживается на вал привода или исполнительного механизма, производится отдельно. Ее выполняют из менее прочного и более дешевого материала. Внутренняя полость по центру ступицы насаживается на вал плотно, работая на трении, или удерживается вкладышем – шпонкой, другими способами. После этого такой цилиндр соединяют (сваривают) с ободом колеса. Или соединяются посредством спиц. Тело ступиц выполняют из чугунного литья, недорогих марок стали, прочных пластиков.
Как ступица сопрягается с валом
Применяют такие способы соединений:- Расточные на месте. Деталь выливают меньшим диаметром, а на объекте точат (рассверливают) под нужный диаметр вала.
- Зажимного типа для разных диаметров.
- Проточка для типоразмеров вала. На месте соединение с допусками при помощи соединительных деталей – на шлицах или шпонках.
На шпонках – соединение легко разбирается. На валу есть паз с фиксированной длиной. В него вставляется выступающая над валом шпонка. Во втулке ступицы есть паз под шпонку.
Характеристики ступичных передач
Колеса зубчатые со ступицами нужны для ответственных механизмов в оборудовании и агрегатах, буровых установках, трансмиссиях на транспорте. Их монтируют там, где необходимо иметь:- малую динамическую нагрузку по сравнению с другими сцеплениями;
- высокую способность к износу при нагрузках по ободу;
- продуктивность с высоким КПД;
- удобство в обработке и дальнейшем обслуживании.
Использование ступичных колес с зубьями
Общее применение таких деталей затрагивает такие отрасли:- Всех видов в машиностроении, судовом и автомобильном строении.
- Пищевой промышленности и сельского хозяйства.
- Горнодобывающей промышленности с грузоподъемными механизмами.
- Приводных систем для оборудования и агрегатов.
- Станкостроения и двигателестроения.
- Оборонного промышленного комплекса.
- Буровых установок, насосного оборудования.
Передачи с реек на ступичные колеса и наоборот чаще всего применяются в станках, где нужно поступательное перемещение с помощью полозьев станин и отдельных массивных блоков оборудования, производственных линий. Важное место такие приводы занимают в сдвижных механизмах, в том числе ворот и дверей. Еще одно массовое изготовление – для ручных механизированных или автоматизированных заслонок.
Преимущества ступичных шестерен
Они имеют выгодные отличия от цельных деталей:- Важный плюс такого соединения – выбор типа и возможная замена. Можно отверстие для вала растачивать под нужный диаметр, или соединять быстро на шпонках. Может применяться и шлицевое соединение.
- Можно менять ступицу для другого типа соединения, или по износу, когда диаметр разбивается с появлением люфта.
- Ступицы отдельно от диска с зубчатым венцом приносят большую экономию. Из-за того, что на зубчатый венец идет дорогой материал, который нерационально расходуется в монолитных колесах.
- Высокая ремонтопригодность.
- Комментарии
Загрузка комментариев...