Шкивы клиновые: их устройство, разновидности и применение
22 июня 2023 14:43
// Советы покупателям
В оборудовании и силовых агрегатах они передают крутящий момент с вала двигателя на вал управляемого (ведомого) механизма. Нагрузка со шкива на валу двигателя передается шкиву на валу механизма с помощью клиновидного ремня (ременной передачи). Такие шкивы разных видов производятся на предприятии «КМК Гранд» в городе Минске.
Под такой ремень канавка (ручье) в шкиве по его окружности имеет форму трапеции или конуса.
Центр диска – ступица с отверстием для контакта с валом.
По конструкции они бывают цельными (монолитными) и составными из ступицы и обода. Иногда между ступицей и ободом не сплошной диск, а радиальные спицы по окружности. На больших монолитных изделиях для уменьшения массы вырезаются отверстия.
По способам фиксации ступиц на валу шкивы имеют такое исполнение:
Ременную клиновую передачу отличает бесшумная работа и плавная динамика, возможность передачи на определенное расстояние, и работы на высоких скоростях.
Резкие перемены скорости и рывки в передаче компенсируются проскальзыванием ремня на шкиве. Эта возможность регулируется натяжением ремня, изменяя расстояние между шкивами.
Клиновые шкивы имеют преимущество в точном позиционировании ремней, и надежном их удержании от соскальзывания. Они способны выдерживать и передавать с малыми потерями большие нагрузки. Гасят вибрации и ударные нагрузки.
Обширная область применения клиновых шкивов – сельскохозяйственная и садово-парковая, бытовая техника.
Устройство и виды
Шкив представляет собой диск или колесо, на ободе которого по окружности образован канал. Он по форме повторяет сечение ремня. Этим достигается лучшее сцепление с ремнем. Во время работы ремень касается полости шкива тремя или двумя плоскостями своего клиновидного сечения, в зависимости от формы. Этим он выигрывает перед плоским ремнем.Под такой ремень канавка (ручье) в шкиве по его окружности имеет форму трапеции или конуса.
Центр диска – ступица с отверстием для контакта с валом.
По конструкции они бывают цельными (монолитными) и составными из ступицы и обода. Иногда между ступицей и ободом не сплошной диск, а радиальные спицы по окружности. На больших монолитных изделиях для уменьшения массы вырезаются отверстия.
Виды профилей канавок
По форме и количеству выемок под ремень шкивы клиновые бывают:- Для обычных ремней с профилями от А до Е, а также Y и Z. Литеры указывают по ГОСТ параметры размеров и углов канавок.
- Для узких ремней SPZ, SPA, SPB, SPC.
- Поли клиновые и многоручьевые. На одном изделии может быть до 10 канавок – ручьев. Для них используется соответствующее число ремней, или один ремень с несколькими выступами-клиньями. Этим достигается эффективность и стабильность работы.
- Вариаторные. В них обод разделен на две подвижные конические щеки, позволяющие менять радиус вращения для ремня на шкиве. Так плавно, бесступенчато меняется число передачи и соответственно скорость вращения. Сечение в вариаторных шкивах может меняться механически или гидравлически, а также электромагнитным способом. Также они могут быть с фиксированным или регулируемым межцентровым расстоянием.
Сопряжение ступицы с валом
По форме отверстия в ступице под вал различаются клиновые шкивы:- Для расточки. Заведомо малый диаметр отверстия. На месте оно подгоняется на конкретный диаметр вала расточкой или рассверливанием.
- Под втулки – зажимные или тапербуш. Для фиксированного диаметра ступицы подбираются внутренние втулки к любому стандартному диаметру вала.
- С проточкой на конкретный диаметр вала. Точность сопряжения с определенным допуском.
По способам фиксации ступиц на валу шкивы имеют такое исполнение:
- Шлицевое соединение. На валу имеются продольные зубья или зуб. На них насаживается ступица своими шлицами (пазами) с соответствующей формой. Детали совмещаются без дальнейшего смещения.
- Шпоночное разборное сопряжение. На валу имеется паз фиксированной длины, в который загоняется выступающая из него шпонка. На нее потом насаживается шкив. В таком соединении он остается подвижным вдоль вала.
Характеристики и преимущества
Клиновые шкивы характеризуются следующими параметрами, которые учитываются при выборе:- Наружный диаметр обода. Тип канавки и количество ручьев.
- Внутренний диаметр ступицы. Тип ее сопряжения с валом.
- Материал и конструкция шкива, составной он или цельный.
Маркировка клиновых ремней
В обозначении указывается три группы цифр или букв:- Цифра от 1 до 10 показывает количество ручьев на ободе.
- Латинские литеры – одна или три. Говорят, какой тип узкого или стандартного ремня.
- Трехзначное число показывает параметр сечения канавки на ободе.
Материалы
Клиновые шкивы производятся из таких материалов:- Серый и ковкий чугун. Он недорогой и прочный. Легко обрабатывается, благодаря графиту в составе. Шкивы из него наиболее распространены, жестче и прочнее стальных конструкций. Но имеют большой вес, и могут трескаться.
- Сталь – для компенсации ударных и вибрационных, динамических нагрузок. Для прочности с меньшим весом. Шкив из стального листа пластичный, легко штампуется и вальцуется. Не боится температурных перепадов. Экономится металл по сравнению с литьем. Он применяется в не дорогом оборудовании. Льются стальные шкивы редко.
- Алюминий используется там, где нужны легкие и прочные изделия. Но он так же, как и чугун, трескается. Шкивы из алюминия дорогие. Применяются при скоростном вращении и умеренных нагрузках.
- Бронза. Шкивы из нее самые дорогие. Они применяются там, где повышенная влажность и агрессивные среды – кислоты, нефтепродукты.
- Пластик. Его шкивы легкие и с высоким коэффициентом трения, что дает лучшее сцепление. Но имеют малую износостойкость. Из-за малой теплопроводности на них греются ремни, и быстрее выходят из строя (тепло не отводится на шкив). Пластмассовые комплекты предназначены для маломощных узлов и средних скоростей.
- Композитные шкивы – дорогие и высокопрочные. Имеют малый вес. Выдерживают высокие нагрузки, воздействие агрессивных сред. Не подвержены коррозии.
Преимущества
Важная особенность шкивов клиновых – простота конструкции и компактность, дешевизна, легкость замены или ремонта.Ременную клиновую передачу отличает бесшумная работа и плавная динамика, возможность передачи на определенное расстояние, и работы на высоких скоростях.
Резкие перемены скорости и рывки в передаче компенсируются проскальзыванием ремня на шкиве. Эта возможность регулируется натяжением ремня, изменяя расстояние между шкивами.
Клиновые шкивы имеют преимущество в точном позиционировании ремней, и надежном их удержании от соскальзывания. Они способны выдерживать и передавать с малыми потерями большие нагрузки. Гасят вибрации и ударные нагрузки.
Применение клиновых шкивов
Шкивы для клиновых ремней, производимые «КМК Гранд», используются:- для оборудования в горнодобывающей промышленности;
- в механизмах транспортных средств, лифтовом оборудовании;
- в приводах компрессоров поршневого и винтового типа;
- в специальной технике для дорожных и строительных работ;
- для производственных линий и станков, в машиностроении;
- в химической отрасли, при добыче нефти и газа.
Обширная область применения клиновых шкивов – сельскохозяйственная и садово-парковая, бытовая техника.
- Комментарии
Загрузка комментариев...